На Балтийском заводе ОСК состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага на универсальном атомном ледоколе «Якутия», построенном по заказу ФГУП «Атомфлот». Закладка ледокола «Якутия» состоялась 26 мая 2020 года, спуск на воду - 22 ноября 2022 года. В церемонии спуска принял участие президент России Владимир Путин.
Судно стало четвертым по счету и третьим серийным, построенным на заводе по проекту 22220. От своих предшественников «Якутия» отличается тем, что на ней проведены масштабные мероприятия по импортозамещению. Оборудование и комплектующие ледокола в сжатые сроки заменены на отечественные. Благодаря внедренным на заводе новым элементам производственной системы значительно сократилось время строительства атомохода.
Приветствие Главы государства Владимира Путина участникам торжественной церемонии поднятия государственного флага огласил полномочный представитель Президента Российской Федерации в СЗФО Александр Гуцан: «Уважаемые друзья! Приветствую вас в Санкт-Петербурге на торжественной церемонии подъёма флага на атомном ледоколе «Якутия».
Успешная реализация этого грандиозного проекта – результат творческого труда учёных, самоотверженной работы корабелов Балтийского завода и специалистов многих других российских компаний. Хочу сердечно поблагодарить всех, кто принимал участие в создании этого современного судна, оснащал его передовыми технологиями, использовал новейшие материалы и инженерные решения.
Подчеркну, каждый созданный на отечественных верфях ледокол вносит значимый вклад в повышение безопасности судоходства в Арктике, транспортной доступности этого региона, в обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути. И конечно, глубоко символично, что подъём флага на «Якутии» проходит в юбилейный для российского атомного ледокольного флота год: ровно 65 лет назад, в декабре 1959 года был спущен на воду ледокол «Ленин» – первое в мире гражданское судно с ядерной силовой установкой.
Убеждён, что ледокол «Якутия» укрепит потенциал отечественного атомного флота, поможет решению важных многоплановых задач, стоящих сегодня перед экономикой страны, упрочению позиций России как морской державы.
Желаю вам новых успехов и всего наилучшего».
«Позади - четыре с половиной года интенсивной работы большой команды судостроителей, инженеров и ученых. Работа велась в сложных условиях, вызванных пандемией и внешним давлением. Санкционные ограничения, с которыми мы столкнулись, не помешали нам обеспечить качественное и своевременное строительство заказа», - отметил первый заместитель генерального директора ОСК Андрей Бузинов
Корпус судна изготовлен из прочной, устойчивой к коррозии стали и защищен от образования наледи и налипания льда. Ледокол может пробивать дорогу во льдах толщиной до 3 метров. Ядерная энергетическая установка «Якутии» состоит из двух водо-водяных ядерных реакторов «РИТМ-200», разработанных в России. Тепловая мощность каждого ректора составляет 175 МВт, срок службы - 40 лет.
«Хочу поблагодарить всех, кто вместе с нами строил, проводил пуско-наладочные работы и испытывал ледокол «Якутия». Это был тяжелый и кропотливый труд, который сделал нас профессионально сильнее. Мы продолжаем строительство серии. Балтийский завод со своим детищем не прощается, мы будем помогать Атомфлоту его эксплуатировать, обеспечивать запчастями, производить обслуживание. Также благодарю за оказанное доверие Росатом и ОСК. Балтийцы свою работу выполнят, мы достроим серию в назначенные сроки. Коллектив завода готов взяться за реализацию новых амбициозных проектов, в том числе за строительство более мощных надводных судов с ядерной энергетической установкой», - сказал генеральный директор Балтийского завода Александр Коновалов.
Ледоколы проекта 22220 - самые большие и мощные в мире. Их главная задача - обеспечение круглогодичной навигации в западном районе Арктики. В настоящее время успешно эксплуатируются три ледокола, построенные на Балтийском заводе: «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
(Фото и информация пресс-службы ОСК)