Официальные ресурсы

Александр Гуцан принял участие в расширенном заседании коллегии Минобороны

16 декабря 2024 Распечатать
Коллегия

Расширенное заседание коллегии Министерства обороны с участием Президента Российской Федерации Владимира Путина, состоялось в Национальном центре управления обороной Российской Федерации.

В.Путин: Уважаемые товарищи!

Сегодня в рамках расширенного заседания коллегии Министерства обороны обсудим основные итоги работы за 2024 год, определим задачи по укреплению обороноспособности и дальнейшему развитию Вооружённых Сил.

Сразу отмечу, что уходящий год стал знаковым в достижении целей специальной военной операции. Благодаря профессионализму и мужеству наших воинов, героическому труду работников оборонных предприятий и поистине всенародной поддержке армии и флота российские войска прочно владеют стратегической инициативой на всей линии боевого соприкосновения.

Только в текущем году освобождено 189 населённых пунктов. Хочу сердечно поблагодарить наших героев: солдат и офицеров, которые самоотверженно и стойко сражаются на передовой, личный состав Министерства обороны, Росгвардии, наших специальных служб и других силовых структур, которые чётко выполняют все поставленные задачи, какими бы сложными они ни были, не жалеют самих себя, жизней своих не жалеют ради победы, ради Отечества.

Наш долг – всегда помнить боевых товарищей, которые погибли, защищая Родину и наш народ, окружить постоянной заботой их семьи, их детей. Я уже говорил много раз и ещё раз повторю: их дети – это наши с вами дети. Никогда мы не должны об этом забывать.

Прошу почтить память наших павших товарищей минутой молчания.

(Объявляется минута молчания.)

Коллегия

Спасибо.

Уважаемые участники коллегии!

Сегодня военно-политическая обстановка в мире остаётся непростой и нестабильной. Так, не прекращается кровопролитие на Ближнем Востоке, высокий конфликтный потенциал сохраняется в ряде других регионов мира.

Мы видим, что действующая администрация США, практически весь коллективный Запад не оставляют попыток сохранить своё глобальное доминирование, продолжают навязывать мировому сообществу свои так называемые правила, которые при этом раз за разом меняют, передёргивая так, как им это удобно. Собственно говоря, есть только одно стабильное правило: никаких правил для тех, кто это делает, для тех, кто считает себя во главе всего мира, тех, кто считает себя представителями Господа на земле, хотя сами в Господа не верят.

А против неугодных государств [они] ведут гибридные войны, реализуют политику сдерживания, в том числе и в отношении России. В стремлении ослабить нашу страну, нанести нам стратегическое поражение США продолжают накачивать фактически нелегитимный правящий режим в Киеве оружием и деньгами, отправляют наёмников и военных советников и тем самым поощряют дальнейшую эскалацию конфликта.

Одновременно под предлогом мифической российской угрозы… Пугают просто своё население тем, что мы собираемся на кого-то нападать, ведь тактика очень простая: доводят нас до красной черты, через которую мы отступать уже не можем, начинаем отвечать, тут же пугают своё население – тогда ещё, в давние времена, советской – сейчас уже российской угрозой. Между тем сами страны НАТО увеличивают военные расходы. Вблизи российских границ формируются и сколачиваются ударные группировки войск альянса. Так, численность американских военнослужащих в Европе уже превысила 100 тысяч человек.

Устремления НАТО давно вышли за пределы так называемой зоны его исторической ответственности. Помимо так называемого восточного фланга альянс наращивает своё присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С подачи США формируются новые военно-политические союзы, которые подрывают сложившуюся десятилетиями архитектуру безопасности.

Не меньшую обеспокоенность вызывает деятельность США по созданию и подготовке к размещению в передовых зонах высокоточных ударных средств наземного базирования с дальностью стрельбы до 5500 километров. При этом уже отрабатываются переброска и развёртывание этих ракетных систем в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Напомню, что ранее такие меры были запрещены Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который по инициативе США прекратил своё действие. Мы неоднократно заявляли, что разрыв этого договора приведёт к негативным последствиям для всей глобальной безопасности, но подчёркивали при этом, что не будем развёртывать ракеты средней и меньшей дальности до тех пор, пока американское оружие подобного рода не появится в каком-либо регионе мира. Фактически Россия взяла эти обязательства в одностороннем порядке. Но, как уже говорил, если США приступят к развёртыванию таких систем, то все наши добровольные ограничения нами будут сняты.

Учитывая рост геополитической напряжённости, мы вынуждены принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности России и наших союзников. Делаем это аккуратно и взвешенно, не втягиваясь в полномасштабную гонку вооружений в ущерб социально-экономическому развитию нашей страны.

Серьёзное внимание уделяем совершенствованию боевого состава Вооружённых Сил, наращиванию их возможностей. В рамках выполнения этих задач сформированы Ленинградский и Московский военные округа, ряд новых частей и соединений. Штатная численность Вооружённых Сил повышена до полутора миллионов военнослужащих.

Ускоренными темпами идёт переоснащение армии и флота на современные образцы вооружения и техники. Например, доля таких вооружений в стратегических ядерных силах уже составила 95 процентов.

При этом мы уточнили базовые принципы применения ядерного оружия, которые изложены в обновлённых Основах государственной политики в области ядерного сдерживания. Хочу подчеркнуть ещё раз, чтобы никто нас не обвинял в том, что мы бряцаем ядерным оружием: это – политика ядерного сдерживания.

Наряду с ядерной триадой высокими темпами развиваются силы общего назначения. В войска поступают передовые роботизированные комплексы, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта. Среди них – разведывательные и ударные беспилотники, безэкипажные катера и робототехнические платформы многоцелевого применения.

Сегодня важно продолжить поступательное, системное развитие армии и флота, добиваться достижения целей специальной военной операции, быть готовыми к оперативному и эффективному ответу на потенциальные вызовы безопасности нашей страны. При этом необходимо сосредоточиться на решении следующих приоритетных задач.

Первое. Безусловно, одним из ключевых инструментов сохранения стабильности, защиты суверенитета и территориальной целостности России остаются стратегические ядерные силы. Мы будем и дальше поддерживать их потенциал и сбалансированное развитие, вести работу по созданию новых систем и комплексов сил сдерживания. Наряду с этим важно держать в постоянной боевой готовности нестратегические ядерные силы, продолжать практику проведения учений с отработкой вопросов их применения.

Второе. Уже говорил сегодня о рисках, связанных с развёртыванием США ракет средней дальности в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы будем на такие угрозы комплексно реагировать. При этом важнейшая задача – обеспечить своевременное обнаружение старта таких ракет и их перехват. Одновременно нужно отладить все вопросы серийного производства и развёртывания подобных ударных отечественных систем, в том числе и гиперзвуковых.

Как известно, новейшим мощным оружием России стал ракетный комплекс средней дальности «Орешник». В ноябре в ответ на удары по территории нашей страны с применением западного оружия он был успешно использован: использовалась баллистическая ракета в безъядерном гиперзвуковом оснащении. В ближайшее время должен быть обеспечен серийный выпуск таких комплексов для защиты безопасности России и наших союзников. И это, безусловно, будет сделано.

Третья задача. Надо активнее внедрять опыт, полученный в ходе специальной военной операции, и в боевую подготовку войск, а также в программы высших военных учебных заведений. При этом следует совершенствовать способы ведения военных действий, уточнить основополагающие уставные документы, повысить уровень владения оружием и техникой, а также эффективность управления войсками, особенно в тактическом и оперативно-тактическом звеньях.

И вновь подчеркну: талантливые, проявившие себя в сложной боевой обстановке офицеры, сержанты должны войти в основу командного состава Вооружённых Сил, а также стать преподавателями военно-учебных заведений.

Четвёртое. Опыт проведения специальной военной операции должен в полной мере учитываться и при определении приоритетных направлений развития отечественного оружия и техники, тактики их использования. Например, в высокоточных системах вооружения используются новые методы наведения на конечном участке полёта ракет, что позволило их применять по сложным и укреплённым объектам, причём применять успешно.

Значительно повышена помехозащищённость бортовой аппаратуры ракетного оружия, отработаны новые способы доведения полётных заданий. В дальнейшем нужно рассчитывать их в режиме реального времени по оперативно выявленным целям – чрезвычайно важная задача для нашего оборонно-промышленного комплекса. Ещё об этом скажу.

Ещё одной важной новацией стал прямой обмен информацией между подразделениями, непосредственно участвующими в спецоперации, и организациями ОПК – о чём только что и упоминал. В результате по ряду изделий среднее время устранения выявленных недостатков составляет сейчас пять-семь суток. Но и этого мало: надо ещё быстрее.

Есть позитивные сдвиги и в организации ремонта техники, её доводки с учётом требований боевой обстановки. Но и проблемы, конечно, тоже есть, они остаются – их нужно последовательно решать. И конечно, надо и дальше делать всё необходимое, чтобы ускорить внедрение передовых технологий и других инноваций в военную сферу.

Пятое. Для сокращения времени на принятие решений при управлении подразделениями на поле боя создана и показала свою эффективность межвидовая система информационного обмена на базе мобильных устройств. В войска уже поставлено свыше шести с половиной тысяч таких систем. В результате их применения время на постановку задач снизилось в полтора-два раза. Теперь за счёт внедрения передовых разработок ОПК необходимо как можно скорее сформировать единый информационный контур, объединяющий средства разведки и поражения на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях управления.

Шестое. Необходимо наращивать производство робототехнических комплексов и беспилотных систем различных классов и типов. В начале спецоперации у нас были проблемы в этой сфере: некоторые образцы оказались дорогостоящими и сложными в эксплуатации. Сегодня ежедневно несколько тысяч беспилотников различного назначения поступают в войска. Надо и дальше повышать их боевые и эксплуатационные характеристики. Не менее важно обучать операторов таких комплексов, готовить их по программам, разработанным на основе опыта реальных боевых действий.

И седьмое. Нужно продолжать и дальше расширять военное и военно-техническое сотрудничество с союзниками и партнёрами, с теми, кто готов и хочет работать с нами, а это большинство стран мира.

Уважаемые товарищи!

Уже говорил сегодня об огромной поддержке армии и флота со стороны российского общества. Люди понимают, за что мы сражаемся, что защищаем, помогают фронтовикам и сами встают в их ряды. Чрезвычайно важная вещь, отражающая состояние нашего общества.

Приведу цифру: в этом году ежедневно в среднем более 1000 человек – ежедневно – поступают на военную службу по контракту. Люди добровольно идут на фронт. И социальные гарантии военнослужащих, их семей должны постоянно укрепляться, развиваться. Это важнейшая, системная задача государства.

Да, за последние годы в этой сфере многое сделано. Только в текущем году обеспечены жильём свыше 55 тысяч военнослужащих, а в ближайшие три года на предоставление жилищной субсидии военнослужащим планируется направить ещё 113 миллиардов рублей.

Высокую эффективность демонстрирует накопительно-ипотечная система. За 20 лет её работы обеспечено жильём свыше 202 тысяч военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Добавлю, что нужно продолжать обустраивать военные городки, разумеется, повышать уровень медицинского обеспечения.

Приоритетом в работе всех органов власти должно стать решение социальных вопросов участников специальной операции, забота о семьях погибших – уже говорил об этом в начале – и получивших тяжёлые травмы в ходе боевых действий. Это должно быть в центре нашего внимания. Необходимо вникать в проблемы каждого нашего боевого товарища, его семьи и реально помогать решать их проблемы. Это и задача Министерства обороны, и задача Правительства Российской Федерации, всех руководителей всех уровней власти.

В заключение ещё раз хочу поблагодарить всех участников специальной военной операции за доблесть, мужество и героизм и пожелать личному составу и гражданскому персоналу Вооружённых Сил, руководству Министерства обороны успехов в службе, в сложной и ответственной работе, направленной на защиту суверенитета и национальных интересов России, безопасности нашего народа.

Уверен, что и впредь вы будете достойно решать все поставленные перед вами задачи.

Благодарю за внимание.

<…>

В.Путин: Позвольте по традиции буквально пару слов – в завершение этой части вашей работы.

Министр сказал о нелегитимности режима в Киеве, с которым мы воюем. Ещё раз хочу подчеркнуть: мы не с украинским народом воюем, а с режимом – неонацистским режимом в Киеве, который захватил власть ещё в 2014 году. Это источник власти – госпереворот.

Все беды и Украины, и России начались как раз после этого кровавого государственного антиконституционного переворота. Это имеет значение сегодня, потому что эти люди, которые находятся у власти, каждый день совершают преступления и против своего народа, и против нашего. Этот режим вообще утратил – утрачивает, во всяком случае, очевидно, – признаки государственности.

Когда мы говорим о нелегитимности, что имеем в виду? На выборы не пошли? Не пошли. А конституция даёт возможность продлить полномочия президента? Нет. Конституция даёт возможность продлить полномочия только представительного органа власти – Рады, всё. И ссылка на военное положение не имеет значения: нет в конституции способов продления полномочий президентской власти.

А где же суд верховный? Где конституционный суд? Законный вопрос. Председатель верховного суда в тюрьме – об этом просто умалчивают, об этом никто не говорит, но его засадили за решётку. В полномочия верховного суда входит в том числе и отмена неправомочных решений президента. Несколько отмен состоялось, после этого – в тюрьму. И глава режима сразу же, в этот же день, объявил: будет сидеть. Как известно, во всех цивилизованных странах, виновен человек или не виновен, будет он сидеть или не будет, определяет только суд. Нет, здесь представители административных органов сказали: будет сидеть. Вот это верховный суд.

Есть там и конституционный. Знаете, что произошло с конституционным судом? Председателя конституционного суда охрана перестала пускать на работу – просто не пускают на работу. В конце концов конституционный суд в целом оказался парализованным, а сам председатель конституционного суда выехал за границу, где ему, насколько нам известно, предоставляется государственная охрана в стране его пребывания, поскольку есть угроза его жизни.

Это что, признаки государственности? Нет, это как раз признаки утраты государственности. Поэтому и преступления совершаются одно за другим.

Думаю, что очередным преступлением будет и снижение мобилизационного возраста до 18 лет. Это именно преступление, потому что, снижай хоть до 14, как в гитлеровской Германии, создавая «гитлерюгенд», ситуацию на поле боя это не поменяет. Это всем понятно.

Но думаю, что по указке тех стран, интересы которых защищает киевский режим, – он не защищает интересы украинского народа, это сегодня уже очевидно, – по указке тех, чьи интересы он обслуживает и защищает, пойдут и на снижение мобилизации до 18 лет – и пацанов погонят на убой. Так, как сегодня вылавливают людей на улице, как бродячих собак, в ходе принудительной мобилизации, и гонят их сегодня под пули, так же и пацанов погонят, мне кажется. А потом эти деятели этого режима просто сбегут за границу под прикрытие тех, чьи задания они сегодня выполняют, вот и всё. Скорее всего, так и будет.

Некоторые деятели прежних, недавних лет уже сбежали – уже сидят за границей, это хорошо известно. И хорошо себя чувствуют, потому что денег наворовали у украинского народа, натырили по карманам. И все эти «карманы» находятся тоже за границей, у тех спонсоров, которые их держат на этом крючке: денег наворовали, счета там, всё – и пляшут под любую музыку, выполняя любые задания.

Так, мне кажется, будет продолжаться до тех пор, пока мы не достигнем целей специальной военной операции.

Сказал, что с мобилизацией происходит на Украине, и все вы прекрасно это знаете. Упоминал, что в этом смысле у нас по личному составу. В прошлом году свыше 300 тысяч наших граждан, наших мужчин, пришли в военкоматы и подписали контракты на службу в Вооружённых Силах – свыше 300 тысяч.

В этом году на данный момент уже свыше 430 тысяч, и этот поток фактически добровольцев не прекращается. Благодаря такому отношению к судьбам своей страны, к судьбам своих детей, у нас и происходит то, о чём я сказал и о чём Министр [обороны Андрей Белоусов] говорил: на самом деле это перелом на линии боевого соприкосновения и наша боевая активность, полный перехват стратегической инициативы. Но, конечно, этого недостаточно.

Кстати говоря, когда говорил об этих преступлениях, имею в виду не только преступления против украинского народа, прежде всего против нашего, в том числе и в Курской области, и других приграничных регионах.

Да, конечно, с военной точки зрения с кем ни поговоришь, все – и наши, и иностранные эксперты – считают, что в Курске – авантюра, так и говорят: «курская авантюра». Это очевидно, потому что никакого смысла не просматривается в том, что киевский режим делает в приграничных регионах. Но с точки зрения преступлений против народов России – это очевидная вещь – это преступление. Особенно это касается страданий гражданского населения.

Здесь, конечно, святая обязанность Вооружённых Сил – выбросить противника с нашей территории. Задача органов военной юстиции – зафиксировать все эти преступления, особенно против гражданского мирного населения. А задача специальных служб – найти и покарать преступников.

Теперь что касается того, сколько мы тратим денег и во что это выливается – чрезвычайно важная вещь, безусловно. Министр сказал: 6,3 процента ВВП мы тратим на военную составляющую – на повышение и укрепление обороноспособности. Это приличные деньги, это выше примерно на 2,5 процента, чем мы тратили раньше. Но это не самые большие, как ни странно, расходы в мире – даже среди стран, у которых нет никаких вооружённых конфликтов.

Но тем не менее это большие деньги, и здесь нам нужно очень рационально их использовать – очень рационально, обеспечивая прежде всего социальные гарантии наших военнослужащих, эффективную деятельность оборонно-промышленного комплекса. И что очень важно – рациональное использование того, что Вооружённым Силам даёт страна: это касается и социалки, и техники, и вооружения. Очень важно получать всё своевременно, грамотно оценивать то, что поступает, уметь этим пользоваться и готовить кадры, готовить людей, которые умеют это делать – делают это грамотно и эффективно.

Здесь очень много задач. В целом они решаются – и в том, что происходит в народном АПК, как мы сейчас говорим, и в том, что происходит прямо на линии боевого соприкосновения. И нужно настраивать всю нашу военную организацию на такую совместную работу для достижения конечного результата.

В этой связи и новейшие виды вооружений, в том числе те, которые на слуху и у нас, и за рубежом. Прежде всего имею в виду оружие средней дальности. Все вы хорошо помните, знаете, что Советский Союз пошёл на ликвидацию ракет наземного базирования средней дальности. И американцы то же сделали со своими «Першингами».

Но у американцев кроме ракет средней дальности наземного базирования были ещё такие же ракетные системы морского базирования и воздушного базирования, а у Советского Союза не было. Поэтому мы в известной степени пошли на одностороннее разоружение. Потенциальный противник оставил у себя эти системы на море и в воздухе, а мы вообще ничего не получили.

Но в наше время, в российское уже, мы создали гораздо более современные, чем у США, комплексы морского базирования. Это и «Калибры», это и гиперзвуковые комплексы «Цирконы». Создали новейшие ракеты средней дальности воздушного базирования Х-101 с дальностью, которая кратно превышает то, что есть у вероятного противника, – свыше 4000 километров. И эта система может быть оснащена и специальном боезарядом, то есть ядерным.

И наконец, уже хорошо себя зарекомендовавший комплекс «Орешник», очень мощный. Хочу ещё раз повторить, – это специалисты знают, командующий РВСН [Ракетными войсками стратегического назначения Сергей Каракаев] здесь находится, он так считает и мне об этом сказал, – при комплексном применении, при групповом применении сразу нескольких комплексов одновременно это сопоставимо по мощи с применением ядерного оружия. Но ядерным не является, поскольку там нет никакого ядерного топлива, ядерного компонента, нет никакого заражения. И это очень существенный элемент при принятии решения, какие средства вооружённой борьбы мы можем применять.

Но мы должны самым внимательным образом смотреть за тем, что происходит в других странах, что поступает на вооружение или может поступить на вооружение в ближайшее время, в ближайшем будущем в других ведущих военных странах. Таким образом, как мы делали до сих пор, нужно точно совершенно действовать и в ближайшем будущем, и в среднесрочной перспективе.

Ещё раз вернусь к тому, что только что прозвучало: 6,3 процента ВВП мы тратим на повышение, укрепление обороноспособности. Для того чтобы все компоненты в стране, все составляющие жизнедеятельности государства – экономика, социальная сфера в самом широком смысле этого слова, наука, образование, здравоохранение – развивались, раскачивать до бесконечности, повышать до бесконечности эти расходы мы тоже не можем.

Говорю это для того, чтобы мы все понимали: государство, народ российский всё, что может, отдаёт Вооружённым Силам для выполнения задач, которые перед вами, перед нами стоят. А наша задача – обеспечить безопасность российского народа, обеспечить безопасность наших людей и будущее России.

Очень надеюсь, что тот темп, который был набран в последние месяцы на линии боевого соприкосновения, будет сохранён. Хочу вас поблагодарить за службу и пожелать всего самого доброго.

Спасибо большое.

(Использованы фото и информация Управления пресс-службы и информации Президента РФ)