Официальные ресурсы

Первый на российской Балтике глубоководный зерновой терминал открыт в Высоцке

8 сентября 2023 Распечатать
Терминал в Высоцке

Торжественное открытие глубоководного зернового терминала «Порт Высоцкий» состоялось в морском порту Высоцк Ленинградской области с участием руководителей порта и представителей региональной и федеральной власти.
«До половины урожая зерновых, который в этом году прогнозируется в размере 146 миллионов тонн, предполагается отправить на экспорт. Решить эту задачу поможет терминал в Высоцке. Благодаря ему усиливается роль Северо-Запада России в обеспечении экономического и логистического суверенитета страны, надёжности России как поставщика продовольствия на мировом рынке. Снизится зависимость российских производителей от портовых мощностей Черноморско-Азовского региона, сегодня это крайне важно», — заявил полномочный представитель Президента РФ в Северо–Западном федеральном округе Александр Гуцан. 

Терминал в Высоцке

«Сегодня, за исключением нашего порта, ни один специализированный зерновой терминал в России не способен принимать полноценный грузовой маршрут. Нам удалось не только в короткие сроки поменять номенклатуру переваливаемых грузов с угля на зерновые, но и создать уникальный в масштабах страны терминал. Решение по перепрофилированию порта было очень непростым, но, как показало время, абсолютно правильным и своевременным. В последние несколько лет производство зерна в Центральной части России, Поволжье и Сибири стабильно растёт. Только за 2022–2023 сельскохозяйственный год объём экспорта российского зерна на балтийском направлении составил почти 1,8 млн т. Мы рассчитываем, что с запуском специализированных терминалов на российской Балтике объём перевалки на северо–западе страны увеличится до 7 млн т зерновых ежегодно», — рассказал председатель совета директоров ООО «Порт Высоцкий» Олег Филатов.
«Я очень горжусь тем, что такой объект появился именно в нашем регионе. Терминал даст толчок развитию северных районов Ленобласти. Появятся новые рабочие места, будут расти и меняться к лучшему города, вырастет общее качество жизни. И эти перемены будут происходить прямо на наших глазах», — подчеркнул губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Терминал в Высоцке

Зерновой терминал имеет стратегическое для страны значение, поскольку осуществляет перевалку зерновых для отправки в дружественные страны Африки, Латинской Америки и Азиатско–Тихоокеанского региона. Это первый подобный терминал в Ленинградской области и на Cеверо–Pападе России. Проектная мощность терминала — 4 млн т зерновых в год. Объём инвестиций в проект составил 5,85 млрд руб.
Управляет им стивидорная компания «Порт Высоцкий». Терминал рассчитан на перевалку на экспорт основных видов зерновых культур — пшеницы, ячменя, кукурузы, и соответствует самым высоким международным стандартам качества перевалки. Здесь применяется уникальная для России технология без использования цепных конвейеров и норий (ковшевых элеваторов). В процессе перевалки задействованы только ленточные конвейеры производительностью 1 200 т/ч. Они обеспечивают высокую стабильность работы, максимально сохраняя качество продукции. В инфраструктуру терминала входят также два причала общей длиной 550 м, оснащённые двумя судопогрузочными машинами, 15 силосов для накопления и хранения зерновых общим объёмом до 240 тыс. т, а также станция разгрузки вагонов. Глубина акватории порта составляет 12,7 м. Это позволяет принимать под погрузку суда типа Panamax дедвейтом до 80 тыс. т. Собственная и подъездная железнодорожная инфраструктура рассчитаны на приём полноценных маршрутов вместимостью 68 вагонов–хопперов.

«Порт Высоцкий» существует более 20 лет. До недавнего времени он специализировался на перевалке энергетического угля на экспорт в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Максимальная мощность портом была достигнута в 2018 году, составив порядка 8 млн. т угля. В условиях изменяющейся конъюнктуры рынка и новых требований к экологии в 2020–м порт приступил к реализации беспрецедентного проекта по диверсификации грузовой базы с полным отказом от перевалки угля. В основе решения — создание специализированных мощностей по перевалке грузов агропромышленного комплекса в составе сельскохозяйственного кластера.
Первым этапом в реконструкции порта стало строительство зернового терминала, который ввели в эксплуатацию в 2023 году. С момента запуска работы по прямому варианту через терминал на экспорт отправили 229 тыс. т сельхозпродукции из регионов Центральной России и Сибири в Тунис, Турцию и КНР.
С учётом запуска силосного парка и создания возможностей по накоплению в нем крупных судовых партий, порт рассчитывает перевалить до конца 2023 года около 1 млн т грузов.