Торжественное
открытие глубоководного зернового терминала «Порт Высоцкий» состоялось в
морском порту Высоцк Ленинградской области с участием руководителей порта и
представителей региональной и федеральной власти.
«До половины
урожая зерновых, который в этом году прогнозируется в размере 146 миллионов
тонн, предполагается отправить на экспорт. Решить эту задачу поможет терминал в
Высоцке. Благодаря ему усиливается роль Северо-Запада России в обеспечении
экономического и логистического суверенитета страны, надёжности России как
поставщика продовольствия на мировом рынке. Снизится зависимость российских
производителей от портовых мощностей Черноморско-Азовского региона, сегодня это
крайне важно», — заявил полномочный представитель Президента РФ в
Северо–Западном федеральном округе Александр Гуцан.
«Сегодня, за исключением нашего порта, ни один специализированный зерновой
терминал в России не способен принимать полноценный грузовой маршрут. Нам
удалось не только в короткие сроки поменять номенклатуру переваливаемых грузов
с угля на зерновые, но и создать уникальный в масштабах страны терминал. Решение
по перепрофилированию порта было очень непростым, но, как показало время, абсолютно
правильным и своевременным. В последние несколько лет производство зерна в
Центральной части России, Поволжье и Сибири стабильно растёт. Только за 2022–2023
сельскохозяйственный год объём экспорта российского зерна на балтийском
направлении составил почти 1,8 млн т. Мы рассчитываем, что с запуском
специализированных терминалов на российской Балтике объём перевалки на северо–западе
страны увеличится до 7 млн т зерновых ежегодно», — рассказал председатель
совета директоров ООО «Порт Высоцкий» Олег Филатов.
«Я очень горжусь тем, что такой объект появился именно в нашем регионе. Терминал
даст толчок развитию северных районов Ленобласти. Появятся новые рабочие места,
будут расти и меняться к лучшему города, вырастет общее качество жизни. И эти
перемены будут происходить прямо на наших глазах», — подчеркнул губернатор
Ленинградской области Александр Дрозденко.
Зерновой
терминал имеет стратегическое для страны значение, поскольку осуществляет
перевалку зерновых для отправки в дружественные страны Африки, Латинской
Америки и Азиатско–Тихоокеанского региона. Это первый подобный терминал в
Ленинградской области и на Cеверо–Pападе России. Проектная мощность
терминала — 4 млн т зерновых в год. Объём инвестиций в проект составил 5,85 млрд
руб.
Управляет им стивидорная компания «Порт Высоцкий». Терминал рассчитан на
перевалку на экспорт основных видов зерновых культур — пшеницы, ячменя, кукурузы,
и соответствует самым высоким международным стандартам качества перевалки. Здесь
применяется уникальная для России технология без использования цепных
конвейеров и норий (ковшевых элеваторов). В процессе перевалки задействованы
только ленточные конвейеры производительностью 1 200 т/ч. Они обеспечивают
высокую стабильность работы, максимально сохраняя качество продукции. В
инфраструктуру терминала входят также два причала общей длиной 550 м, оснащённые
двумя судопогрузочными машинами, 15 силосов для накопления и хранения зерновых
общим объёмом до 240 тыс. т, а также станция разгрузки вагонов. Глубина акватории
порта составляет 12,7 м. Это позволяет принимать под погрузку суда типа Panamax
дедвейтом до 80 тыс. т. Собственная и подъездная железнодорожная
инфраструктура рассчитаны на приём полноценных маршрутов вместимостью 68 вагонов–хопперов.
«Порт Высоцкий» существует более 20 лет. До недавнего времени он
специализировался на перевалке энергетического угля на экспорт в страны Европы
и Азиатско-Тихоокеанского региона. Максимальная мощность портом была достигнута
в 2018 году, составив порядка 8 млн. т угля. В условиях изменяющейся
конъюнктуры рынка и новых требований к экологии в 2020–м порт приступил к
реализации беспрецедентного проекта по диверсификации грузовой базы с полным
отказом от перевалки угля. В основе решения — создание специализированных
мощностей по перевалке грузов агропромышленного комплекса в составе
сельскохозяйственного кластера.
Первым этапом в реконструкции порта стало строительство зернового терминала, который
ввели в эксплуатацию в 2023 году. С момента запуска работы по прямому варианту
через терминал на экспорт отправили 229 тыс. т сельхозпродукции из регионов
Центральной России и Сибири в Тунис, Турцию и КНР.
С учётом запуска силосного парка и создания возможностей по накоплению в нем
крупных судовых партий, порт рассчитывает перевалить до конца 2023 года около 1
млн т грузов.