Официальные ресурсы

«Регионы России надо представлять за рубежом единым брендом»: На полях ПМЭФ обсудили перспективы отечественного туризма

15 июня 2023 Распечатать
На Северо-Западе России таким брендом является туристский проект «Серебряное ожерелье России». Какова его роль в продвижении всего туристического потенциала СЗФО поделилась на сессии заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО Любовь Совершаева.
сессия

Справиться с современными вызовами туристской отрасли можно только сообща – при плотном взаимодействии государства и бизнеса, а также развитии межрегиональных проектов. Об этом шла речь на сессии «Туризм в России: фокус на человека, устойчивость развития и инвестиционную привлекательность», прошедшей на полях Петербургского международного экономического форума и организованном Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга совместно с Министерством экономического развития РФ.

«Российская туристская отрасль динамично эволюционирует, восстанавливается после ковидных лет. Растущие показатели турпотока вселяют оптимизм. В то же время мы понимаем, что перед сферой гостеприимства стоят новые задачи. В том числе сдерживающим фактором является дефицит номерного фонда. Поэтому мы продолжаем программы льготного кредитования строительства крупных гостиниц, запустили программу строительства модульных некапитальных гостиниц. Два ключевых фактора, которые должны стимулировать развитие внутреннего туризма, – это инфраструктурная поддержка, направленная на привлекательность территории, и развитие круглогодичных курортов и парков развлечений вблизи крупных городов. Это позволит решить вопрос всесезонной загрузки», – открыл сессию Дмитрий Вахруков, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

сессия

Он также назвал четыре приоритета в работе над развитием въездного туризма. Это, во-первых, упрощение въезда в Россию для иностранцев (безвизовое посещение для организованных групп, запуск электронной визы). Во-вторых, возможность удобно рассчитываться банковскими картами, для этого сейчас обсуждается запуск электронной карты туриста. В-третьих, снижение цен на международные авиарейсы. В-четвертых, продвижение России как туристской территории на рубежных рынках.

«Успех развития туротрасли будет зависеть от баланса между государством и бизнесом. Государству важно создать условия для прихода инвесторов в нужные сферы. А бизнес должен не только ставить во главу угла прибыль, но и брать на себя определенную социальную ответственность, функцию по развитию. В то же время необходимо наладить обратную связь создать площадку, на которой туристы могли бы напрямую влиять на рейтинги гостиниц, туроператоров, транспортных компаний. Это позволит увидеть правдивую картину состояния дел в туротрасли. Под всем этим должен быть современный, адаптивный, прогрессивный законопроект – по сути, некий туристский кодекс, закрепляющий основные профильные понятия. Над его созданием мы сейчас работаем», – продолжил Сангаджи Тарбаев, председатель комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

сессия

Любовь Совершаева, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО, сакцентировала внимание на «Серебряном ожерелье России» – межрегиональном туристском проекте, реализующемся по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина и объединяющим историко-культурное наследие одиннадцати регионов Северо-Запада.

За десять лет реализации «Серебряного ожерелья России» проделана значительная работа: открыто более полутора тысяч туристских маршрутов, многие из которых межрегиональные. 20 маршрутов получили статус «национальных». На Северо-Западе очень быстро развивается инфраструктура, только за последние два года начали работу около 80 гостиниц и других коллективных средств для размещения гостей, появилось более 140 новых точек туристского притяжения.

«Мы быстрее, чем в среднем по России, преодолеваем постпандемийный период. По итогам 2022 года наш федеральный округ привлек внимание почти 18 млн человек, что на 15% больше, чем в 2021 году. Мы продвигаем Северо-Запад, как макрорегион с безграничными туристическими возможностями: на любой вкус, любой интерес, любой возраст. В округе представлены все виды туризма: культурно-познавательный, событийный, медицинский, промышленный, гастрономический, даже экстремальный. Причем, что очень важно, в течение всего года. И, конечно, наше важное преимущество – Санкт-Петербург – главная «жемчужина» и ключевой тревел-хаб, откуда можно улететь или добраться автотранспортом и по железной дороге в любую точку  Северо-Запада России», - сказала Любовь Совершаева.

сессия

Она подчеркнула, что проделанная работа достойно оценена руководством страны и в прошлом году Президентом Российской Федерации дано  поручение – при формировании программ развития туристских макрорегионов предусмотреть в них мероприятия проекта «Серебряное ожерелье России».

Любовь Совершаева поделилась еще одной особенностью «Серебряного ожерелья» - традицией наделения небольших городков и населенных пунктов, малоизвестных, но с интересной историей, переходящим статусом «Столицы Серебряного ожерелья». Это дает возможность  повысить узнаваемость и  популярность территории, привлечь внимание к ее историческим и культурным  особенностям. А органам власти дает повод к дополнительному благоустройству города, его культурно-событийному развитию, в том числе как объекту туристского притяжения. В этом году столицей «Серебряного ожерелья» выбран Сольвычегодск, старинный городок Архангельской области.

По мнению заместителя полномочного представителя, для роста туристического потока в регионы СЗФО необходимо усилить информационное продвижение проекта «Серебряное ожерелье России» в других регионах России и за рубежом, в том числе, используя возможности туристско-информационных центров. Также с учетом позитивного примера Новгородской области, необходимо ввести муниципальные стандарты в сфере гостеприимства всех туристских населенных пунктов.

«Состояние дел в туристской отрасли Петербурга отличается от других регионов. Если где-то имеется недостаток инфраструктры, то в нашем городе сфера гостеприимства еще не восстановила допандемийную нагрузку, которая была за счет иностранного потока. До пандемии въездной туризм являлся для нас одним из локомотивов. Достаточно сказать, что в 2019 году из 10,5 млн гостей 4,9 млн были иностранцами, при этом они принесли городу 60% оборота. В прошлом же году зарубежных туристов было 350 тысяч – это всего 8% оборота сферы туризма. Поэтому сейчас мы ведем очень активную кампанию по продвижению туристского потенциала Северной столицы в Китае, Индии, странах СНГ, Большого Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Опыт показывает, что на этих рынках не эффективно представлять города России по одному. Нужно действовать вместе, единым брендом. Рассказать о том, как построить поездку по русскому северу по маршрутам «Серебряного ожерелья», как совместить посещение двух столиц и Казани, пригласить в путешествие по Петербургу, Москве и Нижнему Новгороду в рамках проекта «От рассвета до заката» – такие предложения могут быть интересны гостям из-за рубежа, которым только предстоит открыть для себя Россию. В то же время наша задача – подготовить сферу гостеприимства к работе с туристами из новых для нас стран. На это направлена деятельность Международного Центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства, созданного в Санкт‑Петербурге по инициативе Президента России Владимира Путина. Рост турпотока, взаимодействие с новыми рынками, создание новых турпродуктов – наша общая задача. Мы – за большое объединение и плодотворную совместную работу», – заключил Сергей Корнеев, руководитель Рабочей группы по развитию въездного туризма Комиссии Государственного Совета РФ «Туризм, физическая культура и спорт», председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.

сессия

Справочно:

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», инициированный Президентом России Владимиром Путиным, предполагает к 2030 году увеличение экспорта туристских услуг России до 22,3 млрд долларов США, рост внутренних поездок по стране до 140 млн и фактическое удвоение количества рабочих мест в туристской отрасли.