Официальные ресурсы

Создание условий для устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ - совместная работа руководителей регионов и Главгосэкспертизы, - Н.Цуканов.

7 сентября 2017 Распечатать
Совещание

Сегодня, 7 сентября, в Санкт-Петербурге полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Николай Цуканов провел совместно с  руководителем ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорем Маныловым совещание, на котором обсуждались вопросы реформирования системы проведения государственной экспертизы и ценообразования в строительстве.

На совещании присутствовали представители органов государственной исполнительной власти всех регионов Северо-Запада России, а также восьми субъектов РФ Центрального федерального округа.

Как отметил Николай Цуканов, за последние годы проведена значительная работа по совершенствованию института экспертизы: введена обязанность использования государственными заказчиками экономически эффективной проектной документации повторного применения, формируется Единый государственный реестр заключений,  осуществлен переход к услугам в электронном виде.

Совещание
Совещание

За 2016 год и 8 месяцев текущего года Санкт-Петербургским филиалом «Главгосэкспертизы» было рассмотрено 652 заявки проектной и 221 заявка сметной документации. Доля положительно выданных заключений по проектной документации составляет 74% от общего количества и 66% - по сметной.

Как подчеркнул полпред, такие показатели говорят о низком качествепроводимой инициаторами проектов (среди которых и органы власти регионов) работы по подготовке проектной документации и по расчетам, закладываемым в сметы на строительство.

В результате проверки 147-ми комплектов сметной документации за 2016 – 2017 г.г., удалось сэкономить более 67 млрд. рублей. Это 32% от первоначально заявленных сумм по проектам, - привел данные Н.Цуканов. Он поручил представителям органов исполнительной власти особое внимание сосредоточить на ситуациях, когда госэкспертиза проведена, а строительство объектов ведется с отставанием от графика, провести инвентаризацию подобных объектов.

В ряде регионов Северо-Запада имеются факты прекращения строительных работ по уже отработанным с «Главгосэкспертизой» объектам. Происходит это по причинам нехватки собственных финансовых средств и, реже, в отказе в федеральном финансировании.

В   Санкт-Петербурге 377 нереализованных проектов на общую сумму 116 млрд. рублей, в Ленинградской области 43 таких проекта, общей стоимостью более 9 млрд. рублей. В Мурманской области – 1 проект, сметной стоимостью 178 млн. рублей. В Ненецком автономном округе – 5 объектов.

- Это недопустимая ситуация. Недостроенные объекты разрушаются. В условиях дефицита бюджетов большинства регионов, органам исполнительной власти необходимо четко расставлять приоритеты, определять последовательность начала строительства объектов. Управленческие решения должны быть взвешенные и продуманные, согласованные с жителями регионов,  - подчеркнул Н.Цуканов.

Совещание
Совещание

В свою очередь Игорь Манылов отметил, что субъекты Российской Федерации должны принять участие и в работе по актуализации перечня производителей стройматериалов.

На днях состоялось успешное тестирование федеральной государственной системы ценообразования в строительстве, по итогам которого приемочная комиссия Главгосэкспертизы России подтвердила соответствие ФГИС ЦС требованиям технического задания, что позволит ввести систему в эксплуатацию в установленный срок - 30 сентября 2017 года. Задача, которая становится особенно актуальной сегодня, - качественное наполнение ФГИС ЦС необходимыми данными.

В соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов во ФГИС ЦС будет размещен и перечень юридических лиц, которые должны будут ежеквартально предоставлять актуальную информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, и здесь, по словам И. Манылова, Главгосэкспертизе потребуется активное участие коллег из регионов. «С учетом высокой степени готовности ФГИС ЦС и ее перевода в режим эксплуатации на первое место сегодня выходит необходимость актуализации перечня производителей стройматериалов и поставщиков информации. Ключевая роль здесь отводится субъектам Российской Федерации, которые владеют ситуацией «на земле». Без участия регионов нам не обойтись», - заметил Игорь Манылов, напомнив, что Главгосэкспертиза России уже ведет активную работу в этом направлении как с участием региональных госэкспертиз, так и в межфилиальных группах Главгосэкспертизы.

Совещание
Совещание

Николай Цуканов сообщил, что в Северно-Западном округе наиболее активно в работу включились Новгородская (17% от общего объема организаций, предоставивших сведения для занесения в информационную систему), Псковская (8%) и Архангельская (7%) области. В отдельных регионах Северо-Запада  необходимо принять дополнительные меры, направленные на завершение данной работы. Николай Цуканов рекомендовал представителям регионов активизировать данную работу и взять ее под личный контроль.

«Еще одним важным вопросом является то, что сегодня на территории регионов свою деятельность ведет множество различных экспертных структур, которые осуществляют экспертизу проектной документации. Однако их практическая работа зачастую приводит к завышению сметной стоимости и, соответственно, нецелевому использованию бюджетных средств. В этой связи Главгосэкспертизе должна отводиться особая методологическая роль, она должна стать основным координатором работы экспертиз и своего рода «надзорным органом», контролирующим их деятельность», - подчеркнул полномочный представитель.

Кроме того, предметом обсуждения на совещании стала и работа отрасли с Информационной системой учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости, запущенной Главгосэкспертизой России летом 2017 года. Система была создана с тем, чтобы обеспечить четкое планирование по срокам захода на проведение экспертизы, что позволит работать эффективно и без авралов. Первые положительные результаты эксплуатации системы уже есть: работа Главгосэкспертизы, равно как и компаний и институтов, обращающихся с заявлениями о проведении государственной экспертизы, становится более планомерной. Однако анализ поданных заявлений и последующая работа с ними показывают, что на настоящий момент большая часть документации, которая должна была поступить на экспертизу в соответствии с поданными заявками, так и не была направлена.

«Необходимо при участии аппарата полпреда и Минстроя России принять срочные меры, которые позволят равномерно распределить нагрузку на оставшиеся четыре месяца до завершения текущего бюджетного цикла, то есть до конца 2017 года, и обеспечить наполнение проектируемых государственных инвестиций», - заявил Игорь Манылов.

Николай Цуканов поддержал предложенный подход: по его мнению, здесь требуется координация всех заинтересованных сторон при подготовке проектной документации и прохождении государственной экспертизы по указанным объектам. «В регионах округа должны быть сформированы планы-графики по представлению проектно-сметной документации в Главгосэкспертизу России, так как повышение эффективности работы отрасли напрямую зависит от качества взаимодействия между ее участниками», - резюмировал он.

Участники совещания обсудили  актуальные новеллы законодательства в сфере государственной экспертизы и готовность регионов к работе с Единым государственным реестром заключений (ЕГРЗ). Одной из важнейших задач подготовки ЕГРЗ становится работа над структурированием информации, выработка четких правил ее формирования и классификации. Также  была рассмотрена процедура введения института экономически эффективной проектной документации повторного применения, обсуждены вопросы необходимости разработки комплекса типовых проектов учреждений социальной сферы, которые могут быть рекомендованы для строительства с учетом их адаптации для различных регионов страны, вопросы необходимости синхронизации планирования проектно-изыскательных и строительно-монтажных работ на основе системы действующих в России СНИПов и ряд других.

«Решение важнейших вопросов, которые мы сегодня обсуждаем должны привести к повышению качества строительных работ, экономии государственных средств,  успешному  выполнению поручений Президента Российской Федерации в части создания условий для  устойчивого социально-экономического развития регионов  и повышения качества жизни наших сограждан», - в заключение подчеркнул полномочный представитель.

Совещание
Совещание
Совещание
Совещание