Официальные ресурсы

Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ

3 июля 2017 Распечатать
В Санкт-Петербурге обсуждались актуальные вопросы национальной безопасности.
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ

Сегодня в Санкт-Петербурге состоялось выездное совещание Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в формате Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев совместно с полномочным представителем Президента РФ в СЗФО Николаем Цукановым обсудил с главами регионов Северо-Запада России и представителями федеральных министерств и ведомств актуальные вопросы национальной безопасности.

Отдельное внимание уделено эффективности деятельности федеральных и региональных органов власти по обеспечению продовольственной безопасности.

Рассмотрены дополнительные меры, направленные на повышение уровня самообеспеченности субъектов Северо-Западного федерального округа продуктами питания, на снижение зависимости территории от импорта сельскохозяйственной продукции, на обеспечение доступности кредитования сельхозпроизводителей.

Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ

Выработаны предложения по улучшению эпизоотической ситуации в регионах округа, по созданию региональных животноводческих селекционно-информационных центров, по контролю использования бюджетных средств, выделенных в рамках региональных государственных программ в сфере продовольственной безопасности.

Кроме того, обсуждены вопросы, связанные с координацией деятельности различных ведомств, при проведении оперативно-розыскных и контрольно-надзорных мероприятий.

Совещание проведено по поручению Президента Российской Федерации. Контроль за выполнением решений возложен на аппарат полномочного представителя и аппарат Совета Безопасности РФ.

Выступление Н.Цуканова:

"Уважаемый Николай Платонович! Уважаемые коллеги!

Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ

Продовольственная безопасность является одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности для всех субъектов Российской Федерации. Северо-Западный федеральный округ − не исключение! В целом округ показывает стабильный рост производства продукции сельского хозяйства. По итогам 2016 года он составил 101,2%.

За прошлый год удалось значительно увеличить объемы производства продукции животно-водства. В регионах округа объем производства мяса скота и птицы увеличился на 7,5%, молока – на 2,7%.

Вместе с тем, уровень самообеспечения регионов Северо-Западного федерального округа варьируется от 15,2% - по фруктам, до 99,5% - по яйцу.

Такая ситуация, с одной стороны, связана с наличием в составе федерального округа регионов Арктической зоны, которые в силу агроклиматических условий обладают ограниченными возможностями для сельскохозяйственного производства. С другой стороны − Санкт-Петербурга, крупной агломерации, которая потребляет значительные объемы продовольствия, произведенные не только на Северо-Западе, но и за его пределами.

Несмотря на наличие указанных факторов, целый ряд производств Северо-Западного федерального округа востребованы на рынках России и за рубежом.

Так, широко известен, в том числе за пределами нашей страны, бренд «Вологодское масло»; производители мясной продукции Калининградской области поставляют несколько сотен наименований готовых мясных изделий, полуфабрикатов и консервов по всей территории России и стран Евразийского экономического союза;  продукция «Великолукского мясокомбината» и «Новгородского бекона» пользуется популярностью на рынках регионов страны;  Мурманская область экспортирует рыбу и продукты ее переработки по всей стране и за ее пределы;  несмотря на отсутствие в Санкт-Петербурге сельскохозяйственного сырья собственного производства, практически все регионы округа обеспечиваются мукой из Петербурга.

Вместе с тем, с учетом особенностей Северо-Западного федерального округа, нами выявлен ряд проблем, на которые необходимо обратить особое внимание федеральных и региональных органов власти.

1) Принимая во внимание наличие в составе федерального округа северных территорий, наиболее остро стоят вопросы обеспечения доступности продовольствия для населения, а также себестоимости товаров, производимых региональными предприятиями.

На данный момент ценовая обстановка на рынке стабильна, колебания цен на отдельные виды продовольствия в большинстве своем имеют сезонный характер и не отличаются от общероссийских тенденций.

Вместе с тем, в 2017 году весенне-полевые работы в Северо-Западном федеральном округе проходили в неблагоприятных погодных условиях. По мнению большинства регионов, это может привести в среднем к снижению урожайности и валовых сборов основных сельскохозяйственных культур как минимум на 20 процентов.

Так, в Калининградской области в мае текущего года вводился режим чрезвычайной ситуации, связанный с необходимостью принятия мер по ликвидации критического переувлажнения почвы. Это повлекло за собой трехнедельную приостановку посевных работ.

По мнению экспертов профильных бюджетных учреждений, на полях, засеянных за пределами оптимальных сроков, в силу сокращения периода вегетации растений урожайность может снизиться на 20-50 процентов.

В Новгородской области также зафиксировано переувлажнение верхних слоев почвы, что привело к позднему началу посевной. Прогнозируется снижение валового сбора основных культур в среднем на 30 процентов.

В Вологодской области в течение зимнего периода отмечено опасное природное явление – «выпревание». Из-за него погибла часть озимых культур и многолетних трав. В настоящее время, несмотря на подкормку минеральными удобрениями кормовых угодий, отрастание многолетних трав посева прошлых лет происходит очень медленно, урожайность зеленой массы трав низкая.

Соответственно есть риск значительных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, в том числе на продукцию животноводства.

2) Наиболее остро для регионов Северо-Западного федерального округа стоит вопрос развития межрегиональной кооперации.

Вместе с тем, на территории Северо-Западного федерального округа есть позитивные примеры.

Так, между Новгородской областью и Санкт-Петербургом заключено соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. Благодаря этому продукты питания в общем товарообороте между регионами занимают более 70%.

Однако, проведенный нами анализ показал, что зачастую товарные потоки продовольственной продукции между регионами не связаны с кооперацией, направленной на обеспечение продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации.  Они осуществляются в рамках внутрикорпоративных стратегий вертикально-интегрированных компаний, направленных на минимизацию издержек.

Так, например, почти 20% мяса и мяса птицы из Новгородской области поставляется в Краснодарский край. В тоже время в Архангельскую область основной объем мяса и мяса птицы ввозится из Центрального федерального округа.

Считаю целесообразным Минсельхозу России разработать планы по обеспечению продовольственной безопасности и импортозамещению по основным видам сельскохозяйственной продукции в разрезе регионов. Это позволит не только учитывать их специализацию, но и будет содействовать межрегиональной кооперации внутри страны.

3) Реальная продовольственная безопасность и импортозамещение в сельском хозяйстве невозможны без снижения зависимости от импортного селекционного и племенного генетического материала.

Минсельхозом России выделяются субсидии на компенсацию прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, в том числе на селекционно-семеноводческие центры, селекционно-генетические центры.

На 8 проектов по указанным направлениям в текущем году выделено 524,4 млн. руб. При этом ни один из этих проектов не реализуется на территории нашего округа.

Считаю, что регионам необходимо более активно заявляться на участие в реализации проектов по этим  направлениям.

При этом особое внимание необходимо уделять развитию технологий, позволяющих получать оптимальный результат в конкретных природно-климатических, ресурсных и организационных условиях Северо-Запада".

Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ
Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ