Официальные ресурсы

Заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики

29 июня 2017 Распечатать
Госкомиссия

В рамках работы Восьмого Международного военно-морского салона состоялось выездное заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина.

 В ходе заседания обсуждались проблемы и перспективы создания в Арктике современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, вопросы энергетической безопасности Арктической зоны России, а также ход работ по установлению внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане.

В своем выступлении Николай Цуканов остановился на четырех вопросах, актуальных для развития Арктики:

«Во-первых, необходимо отметить исторический вклад округа в освоение Арктики, а также подчеркнуть его потенциал в сфере создания новых технологий и инновационной продукции.

Исторически сложилось, что освоение Арктики, начавшееся в 30-е годы прошлого века, осуществлялось в основном усилиями научных и проектных организаций Ленинграда. Здесь же находилось и главное управление Севморпути. Проектирование городов за полярным кругом, ледокольный флот, гидрометеорологическое обеспечение - все это организации и предприятия, располагавшиеся в этом городе.

Здесь сложился целый кластер научно-исследовательских, промышленных организаций, университетов, вовлеченных в исследовательскую, инновационную деятельность в Арктике.

При аппарате полномочного представителя создана научная группа  специалистов, занимающихся арктическим регионом. Рассмотрена степень участия наших организаций в исследовательских, опытно-конструкторских работах, направленных на изучение возникающих проблем.

Только пятнадцатью ведущими научно-исследовательскими организациями Северо-Запада осуществляется разработка более 100 ключевых исследований для нужд Арктической зоны в сфере судостроения, исследования климата и погодных явлений, создания специальных материалов, энергетики, добычи полезных ископаемых, экологии, программного моделирования процессов.

Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе проведена работа по формированию перечня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие технологического и промышленного потенциала предприятий, связанных с освоением Арктики.

Считаю необходимым организовать подобную работу и в других округах. Для этого потребуется координация со стороны аппаратов полномочных представителей и Минобрнауки России.

Предлагаю коллегам присоединиться к этой работе и создать единый каталог исследовательских работ, направленных на развитие Арктической зоны России.

Прошу Вас, Дмитрий Олегович, поддержать данную инициативу и дать указание Минобрнауки организовать соответствующую работу.

Вторым вопросом являются новые угрозы и вызовы, связанные с изменением климатических условий.

Изменение климата в сторону повышения среднегодовых температур приводит к деградации многолетних мерзлот, а значит к увеличению бюджетных расходов и затрат компаний на поддержание объектов инфраструктуры в рабочем состоянии. Об этой проблеме все больше говорят регионы.

Работа по оценке динамики деградации многолетних мерзлот и связанных с этим рисков осуществляется ведущими научными учреждениями Санкт-Петербурга и страны.

По предварительным данным это становиться актуальным уже в настоящий период времени, прежде всего для береговой зоны, где процессы только усиливаются.

В криолитозоне (вечная мерзлота) находится более 30% разведанных запасов нефти, около 60% природного газа, другие полезные ископаемые.

Мерзлотные грунты – основа, на которой стоят порты, аэропорты, линейные объекты, а также такие города как Якутск, Норильск, Воркута и пр. Кроме того, в этих же грунтах находятся могильники сибирской язвы.

Соответственно, предметом нашего пристального внимания должны стать вопросы как адаптации существующей инфраструктуры к изменению климата и состояния грунтов, так и оценки рисков воздействия нашей инвестиционной деятельности на состояние природной среды.

Мы должны понимать, что нынешнее освоение Арктического региона чрезвычайно затратное. Все инвестиционные проекты нацелены на долгосрочную перспективу. Проектировать и строить необходимо так, чтобы стоимость жизненного цикла вновь возводимых объектов была понятна уже сейчас.

В этих целях необходимо ускорить принятие Закона об Арктике, где особое внимание должно быть уделено экспертизе проектов развития Арктической зоны России.

Считаю целесообразным проработать вопрос проведения таких исследований ведущими научными организациями в целях учета при принятии решений о финансировании дорогостоящих проектов в Арктической зоне Российской Федерации.

Третье. Хотел бы обратить внимание также и на региональный аспект освоения Арктики.

Остановлюсь на двух вопросах – развитии Воркутинской и Кольской опорных зон с учетом специфики регионов.

Текущая хозяйственная деятельность, существующие предприятия и населенные пункты фиксируют суверенитет России.

При этом, за 8 лет (в период с 2009 по 2017 год) численность населения ряда муниципальных образований, таких как Воркута и Инта, существенно снизилась, на 30% и 24%, соответственно.

И пока новая редакция государственной программы по развитию российской Арктики и проект закона дорабатываются, ряд актуальных вопросов уже требует решения.

Иначе мы придем к ухудшению социально-экономического положения отдельных территорий и, в конечном счете, к продолжению оттока населения из ряда арктических городов.

Это вызвано снижением финансово-экономических показателей предприятий, в том числе, таких градообразующих угледобывающих предприятий как АО «Воркутауголь» и АО «Шахта «Интауголь», и как следствие, снижением качества жизни населения.

Если говорить о перспективах Печорского угольного бассейна, то без существенных инвестиций в обозримом будущем мы рискуем ощутить нехватку как энергетических, так и коксующихся углей.

Только для продолжения деятельности Интинской шахты необходим инвестор, готовый инвестировать более 5 млрд. рублей.

А как я уже говорил, речь идет не только о положении отдельных предприятий, но и закреплении населения на территории. Не будет шахты в городе Инте, придется переселять более 28 тыс. человек, что оценивается в 30 млрд. рублей.

Проблема обсуждается, но решения пока нет.

Теперь по Кольской опорной зоне. К сожалению, остается актуальным вопрос модернизации объектов энергетической и коммунальной инфраструктуры в суровых условиях Арктики.

Низкие температуры и необходимость безусловного обеспечения как населения, так и иных категорий потребителей всем спектром коммунальных услуг, требуют постоянного обслуживания и модернизации сетей и генерирующих мощностей.

В текущих экономических условиях, без финансовой поддержки федерального центра решение такого масштабного вопроса не представляется возможным.

Регионы выступают с предложением, и я считаю целесообразным его поддержать, предусмотреть в деятельности Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства особые направления деятельности для развития коммунального хозяйства регионов, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации.

В частности, в Мурманской области осуществляется Комплексный инвестиционный проект модернизации системы теплоснабжения региона на 2015-2030 годы, подразумевающий широкое применение механизмов государственно-частного партнерства.

Софинансирование проектов со стороны государства, в том числе с участием Фонда, могло бы существенно повысить инвестиционную привлекательность проектов и ускорить их реализацию.

Правительство Мурманской области совместно с Минэнерго России прорабатывают вопрос по изменению правил ценообразования в электроэнергетике.

Предлагается установить особые правила тарифообразования для Арктической зоны в случае потребления избыточных, невостребованных объемов электроэнергии при создании новых производств.

Прошу поддержать данное решение.

И последний, четвертый вопрос.

Сегодня мы рассматривали перспективы создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Арктике. Основная задача по развитию такой инфраструктуры Арктики – это создание современной единой цифровой коммуникационной среды.

Она должна послужить основой не только для предоставления услуг связи, но и для систем управления и безопасности, экстренных служб и информационно-коммуникационных технологий, мониторинга и логистики, телерадиовещания, многих других процессов, систем и служб, организация которых предусмотрена Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации.

В Арктике в настоящее время заканчивается строительство линии Арктик Фибр, которая соединит Великобританию и Ирландию с Японией через полярные воды Канады и США с точками доступа в северных районах этих стран и с рокадой в Сиэтл (США).

При успешной реализации  проекта Арктик Фибр, Россия может потерять арктический транзитный информационный геостратегический ресурс, информационную независимость.

Аналогов в Российской Федерации данному проекту нет.

Между тем, у нас существует проект прокладки подземной магистрали в материковой зоне, соединяющей населенные пункты российского Заполярья, часть из которых уже имеет высокоскоростные подключения к единой сети. Этот проект имеет ряд преимуществ, поскольку реализуется на нашей территории, на суше, российскими строителями, имеющими опыт ведения таких работ. При этом также упрощается содержание, развитие и защита магистрали.

Большой опыт строительства таких сетей в арктических условиях имеется у предприятий  Республики Коми.

Такую линию, возможно, задействовать поэтапно на отдельных участках, не дожидаясь окончания строительства.

Прошу Минсвязи России принять данную информацию к сведению при принятии решений о создании информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Арктике.

Также  считаю необходимым больше внимания уделять вопросам координации действий федеральных, региональных и муниципальных властей в Арктике, интенсифицировать диалог между всеми органами и организациями, участвующими в развитии Арктических территорий".

В ходе обмена мнениями, Николай Цуканов поддержал предложение Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко о размещении структуры по координации развития  Арктики в Санкт-Петербурге. «Петербург обладает всем необходимым потенциалом, чтобы стать центром управления Арктикой. В городе сосредоточена сильная научная и исследовательская работа, расположены крупнейшие предприятия, работающие на освоение Арктики», - подчеркнул полномочный представитель.

Госкомиссия
Госкомиссия
Госкомиссия
Госкомиссия
Госкомиссия
Госкомиссия