Официальные ресурсы

В Санкт-Петербурге состоялось заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

16 мая 2017 Распечатать
Заседание комиссии по импортозамещению

Сегодня, 16 мая, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Николай Цуканов принял участие в заседании Правительственной комиссии по импортозамещению.

Заседание комиссии провел Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на территории старейшего промышленного предприятия Санкт-Петербурга – Невского завода.

На заседании Правительственной комиссии обсуждались  итоги импортозамещения в 2016 году и работа комиссии в этом году, вопросы импортозамещения продукции машиностроения для топливно-энергетического комплекса.

Из стенограммы заседания:

Д.Медведев:

Мы проводим заседание Правительственной комиссии по импортозамещению на производстве. Собрались на Невском заводе, чтобы обсудить текущие вопросы импортозамещения в целом по гражданским отраслям и конкретно по оборудованию для топливно-энергетического комплекса, к чему располагает и место проведения.

Я вместе с коллегами осмотрел предприятие, история которого насчитывает уже 160 лет – это одно из старейших производств в Петербурге. Важно, что это модернизированное производство, с 2007 года здесь занимались модернизацией. Результаты видны: построены новые цеха, закуплено современное технологическое оборудование и, самое главное, освоено производство современной продукции (современных турбин), причём со всем набором компетенций. Коллеги рассказывали, что делается для реального импортозамещения, высказывали предложения. Я просил бы наших товарищей из Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики и других ведомств посмотреть в том числе на те предложения, которые сделаны по импортозамещению на производстве.

Мы, конечно, исходим из необходимости проведения более активного курса по продвижению интересов российских производителей. Такой работой мы с вами и занимаемся в рамках комиссии и, естественно, её продолжим.

Я назову некоторые результаты (они известны, но всё-таки к ним нужно ещё раз вернуться), которых нам удалось достичь в прошлом году. Всего на реализацию проекта в области импортозамещения было направлено почти 375 млрд рублей. Для наших текущих экономических возможностей это немало. В том числе почти 105 млрд составили средства господдержки, а это средства федерального бюджета и средства, которые прошли через Фонд развития промышленности.

У нас есть отрасли, где зависимость от импорта минимальна. Их немного, но они есть. Это в том числе транспортное машиностроение, доля импорта здесь всего 3%. Всего 3%, обращаю внимание. Ряд отраслей показал лучшие значения, чем это было предусмотрено планом содействия импортозамещению в промышленности. Цифры называть не буду, они известны, но они меняются, причём в благоприятную сторону. Например, в качестве важной отрасли назову нефтегазовое машиностроение: план по импортным поставкам был в районе 56%, сейчас это 45,5%. В радиоэлектронной промышленности план 69%, а реальные значения поставок по импорту – 54%. То есть кое-где мы движемся даже быстрее в смысле импортозамещения, чем планировалось в наших документах.

Не могу не упомянуть достижения наших аграриев. Импорт продовольственных товаров и сельхозсырья за три года снизился более чем в полтора раза – точнее, в 1,7 раза, – в том числе в результате решений, которые были приняты, – как административных, так и экономических, включая, конечно, и запрет на поставки из отдельных стран, это тоже свою лепту внесло.

За счёт продуманной государственной политики удалось нарастить производство собственной сельхозпродукции. Здесь цифры тоже известны. В прошлом году прирост производства составил почти 5%, а индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, – 2,6%. И мы действительно обеспечиваем себя сегодня очень важными составляющими в рамках программы продовольственной безопасности. Эти показатели у нас на высоком уровне.

В этом году мы открываем новое направление субсидирования –поддерживаем производителей машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Правила предоставления таких субсидий  я также недавно утвердил, это было 10 мая.

Естественно, мы будем заниматься всеми направлениями поддержки, которые в настоящий момент установлены в рамках Перечня мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития в 2017 году. А там на 90% это меры поддержки промышленности.

Здесь работа идёт. Деньги регулярно выделяются. Совсем недавно на одном из заседаний Правительства мы выделили более 80 млрд рублей на поддержку гражданских отраслей промышленности. За счёт этих ресурсов простимулирован спрос на конкурентоспособную продукцию, а также оказана поддержка перспективным проектам в приоритетных отраслях.

Продолжим поддерживать производителей техники, в том числе железнодорожной. Упомяну два новых документа на эту тему, специально на заседании комиссии. Я подписал два постановления. Одно из них утверждает Правила предоставления субсидий на обновление грузового подвижного состава. На эти цели в бюджете запланированы 5 млрд рублей, это решение позволит произвести более 16 тыс. новых грузовых вагонов. Второй документ утверждает Правила предоставления субсидий на закупку промышленных локомотивов и вагонов-дизель-генераторов. На эти цели предназначено также около полумиллиарда рублей, это позволит выпустить более 50 единиц такой техники. Просто привожу это в качестве примера, потому что решения такие принимаются.

И подписан целый ряд новых документов по автомобильной промышленности, также хотел на них обратить внимание. Они были подписаны 3 мая и 7 мая. Это продление программ льготного автокредитования и льготного автолизинга. Они уже опубликованы.

Ещё два документа только что подписаны. Мы продлеваем программу обновления парка колёсных транспортных средств. Она позволит реализовать со скидкой не менее 250 тыс. единиц различной техники.

Продолжается программа по переводу автобусов и коммунальной техники на газомоторное топливо.

Кроме того, на ближайшем заседании Правительства мы рассмотрим вопрос о выделении суммарно 6 млрд рублей на закупку машин скорой помощи и школьных автобусов – по 3 млрд рублей на каждое из направлений. В результате в регионы должны поступить не менее 1 тыс. машин скорой помощи и почти 1,5 тыс. школьных автобусов. Этого ждут, во всех регионах эта тема очень обсуждаемая. Это позволит обновить автопарк, даст дополнительный заказ российским производителям.

Эти тенденции (они не сводятся только к тому, о чём я сказал) нужно закреплять. Нужно создавать условия для закупок конкурентоспособной российской промышленной продукции для нужд государства.

Ранее мы приняли ряд решений, по которым российская промышленная продукция при таких закупках пользуется определённым приоритетом. Это не абсолютный приоритет, а рыночный, но он должен быть. Сейчас важно следить, чтобы это была именно российская продукция (конечно, качественная, конкурентоспособная продукция), чтобы ключевые технологические операции по таким производствам выполнялись на нашей территории. Для этого я также подписал постановление, которое утверждает правила выдачи заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории России. Устанавливаются критерии такого подтверждения. В частности, для целей госзакупок таким критерием является наличие специального инвестиционного контракта. И дополняется перечень продукции, которая подпадает под это регулирование.

Мы обсудим сегодня целый ряд других вопросов, включая план работы комиссии на 2017 год, но это скорее технические вещи. Давайте сначала обсудим в качестве основной темы импортозамещение продукции машиностроения для топливно-энергетического комплекса. Наши коллеги из Минпрома и Минэкономразвития на эту тему сделают сообщения.

<…>

Перед заседанием Правительственной комиссии делегация осмотрела цеха предприятия.

Закрытое акционерное общество «Невский завод» входит в российский энергомашиностроительный холдинг АО «РЭП Холдинг», основанный в 2004 году. Невский завод – старейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга, ведущее энергомашиностроительное предприятие России. Завод был основан в 1857 году и уже более 75 лет является разработчиком и производителем продукции энергетического машиностроения.

Заседание комиссии по импортозамещению
Заседание комиссии по импортозамещению

На предприятии производятся: центробежные компрессоры мощностью до 32 МВт; газоперекачивающие агрегаты нового поколения мощностью от 16 до 32 МВт; паротурбинные агрегаты мощностью до 25 МВт; электроприводные нагнетатели до 32 МВт; генерирующие энергоблоки мощностью до 32 МВт; комплексные воздухоочистительные устройства.

ЗАО «Невский завод» – это отраслевой центр развития отечественных технологий по производству стационарных газовых турбин мирового уровня, современный производственный комплекс, оснащённый новейшим технологическим оборудованием ведущих производителей. Предприятие обеспечивает полный производственный цикл изготовления продукции от механической обработки до сборки, комплексных испытаний, монтажа и сервисного обслуживания.

Заседание комиссии по импортозамещению
Заседание комиссии по импортозамещению

(Использованы фото и информация пресс-службы Председателя Правительства РФ)