Официальные ресурсы

Заседание коллегии при главном федеральном инспекторе по Ленинградской области

25 июля 2017 Распечатать

25 июля 2017 года состоялось заседание Коллегии руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти при главном федеральном инспекторе по Ленинградской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

В заседании коллегии приняли участие начальник ГУ Росгвардии  по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Бакуменко А.Ф., заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу Золотов Е.М., заместитель начальника Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Мартыненко Ф.Г., руководитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Историк О.А., заместитель руководителя Управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Востряков А.В., заместитель прокурора Ленинградской области Ерофеев В.П., заместитель председателя Правительства Ленинградской области по безопасности Бурлаков А.Д., и другие руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Ленинградской области, и органов исполнительной власти Ленинградской области.

Участниками совещания были рассмотрены вопросы о результатах деятельности правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Ленинградской области, и органов исполнительной власти Ленинградской области по борьбе с правонарушениями в сфере недропользования, лесных и водных отношений за 2016 год и I квартал 2017 года, а также о проблемах в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Ленинградской области.

В своем выступлении Т.Лукаушкина отметила, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации года экологии», в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен Годом экологии.

В ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации на 2017 год Президент Российской Федерации Владимир Путин  назвал «улучшение экологии» одним из приоритетов государственной политики, направленной «на сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России».

27 декабря 2016 года в Москве под председательством Президента Российской Федерации В. Путина  состоялось заседание Государственного Совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений. Как отметил Президент, «Вопросов много, и откладывать их решение уже просто нельзя: загрязненный воздух, плохое качество питьевой воды, свалки. Помимо урона природной сфере, экологические проблемы несут и весьма ощутимый экономический ущерб».

По оценке Главы государства, ряд проблем требует приоритетного решения. Ключевой вопрос – достижение кардинального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, их сбросов в водоёмы и в почву, за счёт технологического перевооружения промышленности, внедрения наилучших доступных технологий.

Ситуация в Ленинградской области, как и по всей стране, требует пристального внимания и эффективных действий.

Регион имеет значительный природно-ресурсный потенциал. Вместе с тем, использование этих природных богатств нередко сопровождается различного рода правонарушениями, что наносит значительный экологический и экономический ущерб региону.

В сфере недропользования основными нарушениями в регионе являются безлицензионная добыча минерально-сырьевых ресурсов либо добыча с нарушением условий ранее полученных лицензий. Кроме того, выявляются факты нецелевого использования земель сельхозназначения, добычи на них полезных ископаемых и причинения ущерба плодородному слою почвы.

В сфере лесных отношений большой ущерб наносят: незаконная рубка лесных насаждений, загрязнение и захламление лесов, нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Выявляются нарушения требований законодательства РФ при учете и транспортировке древесины и пиломатериалов. Имеется множество проблем, связанных с ненадлежащим кадастровым учетом  земель лесного фонда, наложением их на земли иных категорий, а также незаконной передаче их в частную, муниципальную или региональную собственность.

В сфере водных отношений в регионе фиксируются случаи сброса неочищенных стоков в водоемы, либо с превышением установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ из-за высокого износа и неудовлетворительного состояния канализационных очистных сооружений, а иногда и просто их отсутствия. Кроме того, выявляется множество фактов застройки и использования береговых полос, прибрежных защитных полос водных объектов, водоохранных зон с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Все перечисленные проблемы напрямую затрагивают благополучие жителей региона и нарушают их конституционное право на благоприятную окружающую среду.

В органы власти поступает множество обращений граждан по экологическим вопросам. Экозащитниками и неравнодушными гражданами проводятся протестные акции с целью обратить внимание властей на нарушения законодательства в сфере защиты окружающей среды во Всеволожском, Гатчинском, Выборгском, Приозерском и иных районах области. В СМИ регулярно публикуются критические материалы по данным проблемам.

Таким образом, указанные проблемы в сфере природопользования создают реальные предпосылки к росту социальной напряженности, что в условиях предстоящей избирательной компании по выборам Главы Государства в 2018 году приобретает особое значение. Крайне важна эффективная работа надзорных и правоохранительных органов по контролю за соблюдением природоохранного законодательства и обеспечению экологической безопасности.

За 2016 год и 1 полугодие 2017 года прокуратурой Ленинградской области в сфере охраны окружающей среды выявлено 5 313 нарушений, внесено 1 348 представлений, в суды направлено 1 538 исков. К административной ответственности привлечено 554 лица, к дисциплинарной – 971 лицо. Возбуждены уголовные дела по 51-му из 75-ти материалов, направленных прокурором в следственные органы.

За 2016 год и 1-е полугодие 2017 года по Ленинградской области в сфере экологии зарегистрировано 326 преступлений, выявлено 113 лиц, совершивших их. В суд с обвинительным заключением направлено 45 уголовных дел.

- по ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений» - 271 преступление;

- по ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» - 32 преступления;

- по ст. 258 «Незаконная охота» - 21 преступление;

- по ст. 247 «»Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» - 2 преступления.

В сфере недропользования и водных отношений (за исключениемнезаконной добычи водных биологических ресурсов) преступлений в указанном периоде не зарегистрировано.

Департаментом Росприроднадзора по СЗФО за 2016-2017 гг. выявлено 1 516 нарушений в природоохранной сфере, к административной ответственности привлечено 1 152 лица, выдано 481 предписание, сумма наложенных штрафов за нарушения природоохранного законодательства на территории Ленинградской области составила более 35 миллионов рублей.

Участниками совещания было также отмечено, что не менее острой проблемой для региона является – обращение с отходами производства и потребления, как с производимыми на территории региона, так и вывозимыми из Санкт-Петербурга. Совокупный объем производимого мусора двумя субъектами за год оценивается экспертами в 2 млн. тонн.

В июне текущего года на Петербургском Международном экономическом форуме между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью подписано соглашение, определяющее условия взаимодействия двух регионов по обращению с отходами производства и потребления.

Основными проблемами в данной сфере в Ленинградской области являются:

1.Недостаточная обеспеченность региона объектами размещения, хранения и захоронения отходов. На сегодняшний день на территории региона эксплуатируется 15 лицензированных полигонов, принимающих твердые коммунальные отходы г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.(три полигона предприятий ООО «Киришиоргсинтез», ООО «Промышленная Группа «Фосфорит» и АО «Птицефабрика Роскар»). Не имеется полигонов в Кировском, Лодейнопольском, Ломоносовском, Подпорожском районах и Сосновоборском городском округе.

Вместе с тем, остаточная мощность их невелика – порядка 30%, а полигоны во Всеволожском и Гатчинском районах, расположенные наиболее близко к г. Санкт-Петербургу, уже практически исчерпали свои мощности (ООО «Новый Свет - ЭКО» в Гатчинском районе и ЗАО "Промотходы" в дер. Северная Самарка Всеволожского района).

 Все это приводит к нарушениям в виде неучтенного размещения отходов на имеющихся полигонах, а также организации несанкционированных свалок, которых в настоящее время на территории области насчитывается более 1 600 с объемом размещенных на них отходов порядка 1,7 млн. куб. м.

Прокуратурой Ленинградской области в сфере обращения с отходами за 2016 год и 1 полугодие 2017 года выявлено 2 452 нарушения, внесено 552 представления, в суды направлен 821 иск. К административной ответственности привлечено 291 лицо, к дисциплинарной – 417 лиц.

Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области за 2016 год ликвидировано 505 несанкционированных свалок, однако, выявлено новых – 959.

2. Второй блок проблем связан с нехваткой предприятий по переработке отходов (мусоросортировочных и мусороперерабатывающих).

Сегодня обрабатывается только около 17% от общего количества образовавшихся твердых коммунальных отходов. На территории области функционирует всего 10 установок по сжиганию отходов (инсинераторов)
в 5 муниципальных районах и Сосновоборском городском округе.

Все это ведет к размещению всех видов отходов на полигонах и отсутствию их вторичного использования.

3. Органами местного самоуправления ненадлежащее осуществляется муниципальный земельный контроль в части содержания территорий населенных пунктов.

При формировании генеральных планов поселений и схем территориального планирования недостаточно прорабатываются схемы обращения с отходами, отсутствуют конкретные расчеты и обоснования, не учитываются перспективы развития населенных пунктов и увеличение образования отходов, не прорабатываются вопросы рекультивации существующих земельных участков, выделенных под размещение твердых коммунальных отходов.

Кроме того, в муниципальных образованиях региона зачастую не организована должным образом работа по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, не оборудованы надлежаще контейнерные площадки, захламлена прилегающая к ним территория.

До настоящего времени не решен вопрос по организации учета и сбора отходов от садоводств и коттеджной застройки.

4. Особого внимания требует решение проблемы по ликвидации накопленного экологического ущерба на полигоне СПб ГУПП «Полигон «Красный бор» в Тосненском районе Ленинградской области, где, по оценкам специалистов, сосредоточено около 2 млн. тонн токсичных отходов I-IV класса опасности.

Несмотря на то, что полигон, подведомственен Администрации Санкт-Петербурга, к решению его проблем, связанных с состоянием экологии населенных пунктов Ленинградской области должны подключаться также и региональные органы власти.

Все эти проблемы наносят невозместимый ущерб окружающей среде, приводят к загрязнению и захламлению больших площадей и выводу данных земель из оборота.

С 1 января 2015 года начала действовать новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В Ленинградской области с 2014 года реализуется Государственная программа «Охрана окружающей среды Ленинградской области» на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 31.10.2013 № 368, в которую включена подпрограмма «Обращение с отходами».

Целями ее являются обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды Ленинградской области, сохранение природной среды, обеспечение рационального природопользования, обеспечение права жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду.

Общее финансовое обеспечение программы составит более 10 млрд. руб. (из средств федерального, регионального и местного бюджетов).

На период 2014-2016 гг. было заложено 4,7 млрд. руб., освоено – 4,1 млрд. руб.

- 2014 год: 1 млрд. 330 млн. 106 тыс. руб. (в т.ч. из федерального бюджета – 433,87 млн. руб., из регионального – 895,956 млн. руб., из местных – 280 тыс. руб.);

- 2015 год: 1 млрд. 327 млн. 710 тыс. руб. (в т.ч. из федерального бюджета – 386,62 млн. руб., из регионального – 944,871 млн. руб., из местных – 219 тыс. руб.);

- 2016 год: 1 млрд. 438 млн. 568 тыс. руб. (в т.ч. из федерального бюджета – 387,705 млн. руб., из регионального – 1 млрд. 050 млн. 759 тыс. руб., из местных – 104 тыс. руб.);

- 2017 год: 1 млрд. 508 млн. 224 тыс. руб. (в т.ч. из федерального бюджета – 405,502 млн. руб., из регионального – 1 млрд. 102 млн. 622 тыс. руб., из местных – 100 тыс. руб.);

Данная подпрограмма включена в вышеуказанную региональную программу в сентябре 2016 года. До этого времени, начиная с 2013 года (когда был введен в эксплуатацию полигон в Волховском районе), на региональном уровне системная работа с отходами не велась.

Таким образом, регион сейчас только еще приступает к выстраиванию системы работы по обращению с отходами, хотя необходимость решения этой проблемы назрела уже давно.

По итогам заседания Коллегии приняты решения, направленные на совершенствование деятельности правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Ленинградской области, органов исполнительной власти и местного самоуправления Ленинградской области по борьбе с правонарушениями в сфере экологии, недропользования, лесных и водных отношений, а также обращения с отходами производства и потребления на территории Ленинградской области.